Интересные факты о моде

Мы собрали для вас самые интересные исторические факты и истории о моде, одежде и обуви.

В одинаковых платьях

В 1961 году на втором Московском Международном Кинофестивале две кинодивы того времени Джина Лоллобриджида и Элизабет Тейлор на приеме в Кремле появились в одинаковых платьях от Yves Saint Laurent.
Дамы решили обернуть курьез в свою пользу,  весь вечер не отходя друг от друга.

Джина Лоллобриджида и Элизабет Тейлор в одинаковых платьях

Джина Лоллобриджида и Элизабет Тейлор в одинаковых платьях

По возвращении домой от обеих кинозвезд поступили иски к модельеру.

После этого происшествия, по слухам, продажи Ива Сен-Лорана резко упали, вероятно, многие опасались повторения конфуза.

Как появилось название синтетического материала нейлон

Этимология слова «нейлон» пошла от английского «no-run», что в данном случае  переводится  как «без затяжек», так как одним из востребованных применений нейлона стали чулки. А чтобы покупатели не обвинили компанию DuPont в недобросовестной рекламе, потому что затяжки на чулках всё-таки случались, «no-run» и было преобразовано в «nylon».

Нейлоновые чулки

Разница между вещами в стиле "винтаж" и "ретро"

Винтажные вещи – это предметы гардероба произведенные в период с 1920-х по 1960-е годы, а все, что создавалось позже следует называть «ретро».

Винтаж

Как появился рукав реглан

В 1825 году фельдмаршал Реглан лишился руки в сражении при Ватерлоо.  Чтобы скрыть физический изъян он распорядился разработать одежду с упрощенным кроем для рукавов. Так появился известный нам фасон получивший название в честь лорда Реглана.

Рукав реглан

Мода на платья с открытой грудью

В 15 веке появляется мода на женские платья с полностью открытым бюстом. Предполагается, что законодательницей этой моды была любовница французского короля Карла VII Агнесса Сорель. Крой с оголенной грудью сохранялся в той или иной степени вплоть до 19 века. Согласно моральным устоям того времени открытая грудь была более допустима, чем оголенные ноги или плечи.

Агнесса Сорель ввела в моду платья с открытой грудью

Легенда о находчивости Эсте Лаудер

Существует  красивая легенда о том, как Эсте Лаудер раскрутила продажи своих духов. У нее никак не шли дела, и ее продукцию неохотно брали на реализацию в магазины. Тогда мисс Лаудер пришла в крупнейший парфюмерный магазин в Нью-Йорке и, будто бы случайно, разбила об пол флакон своих духов. Покупательницы заинтересовались приятным ароматом и магазину пришлось заключить с Эсте Лаудер контракт на поставку.

Эсти Лаудер и парфюм

Духи Эсти Лаудер

Розовый – девичий. Голубой – мальчиковый. Но так было не всегда.

Сегодня общепринятыми цветами одежды для девочек и мальчиков являются розовый и голубой. Но, такое деление установилось только в 1940-е годы. До этого рекомендации родителям по выбору цвета одежды редко основывались на поле ребёнка: одни источники советовали выбирать по цвету волос, другие — по цвету глаз. А в случае с полом рекомендации бывали прямо противоположные современным стандартам. Например, в детском выпуске журнала Earnshow's от 1918 года говорилось: «По общепринятому правилу, розовый нужно выбирать для мальчиков, а синий для девочек, так как розовый цвет более сильный и твёрдый, а голубой — более изящный и утончённый».

Розовый - для девочек. Голубой - для мальчиков.

Самая дорогая женская сумочка за $3,8 млн.

Именно в такую стоимость оценили эксклюзивную сумочку-менадьер под названием «1001 ночь», созданную ювелирным домом Mouawad. Аксессуар выполнен в форме сердца из чистого золота и украшен драгоценными камнями (4 517  штук общим весом 381,92 карат).  Данная сумочка является самой дорогой по версии книги рекордов Гиннеса.

Самая дорогая женская сумочка за $3,8 млн.

Сумка "1001 ночь" Mouawad


Несоответствие размеров одежды тогда и сегодня

По мере роста среднего веса населения планеты производители одежды увеличивают её физические размеры, оставляя тот же размер на бирке. Например, в Англии 14-й размер женских брюк сегодня больше на 10 см в талии и на 7 см в бёдрах, чем 14-й размер в 1970-х годах. Такой подход создает у женщин иллюзию того, что их фигура не сильно изменилась с возрастом и они по прежнему носят тот же размер, что и в молодости, а значит и удовольствие от шоппинга больше.

Изменение размеров одежды

По схожему принципу меняется размер обуви. От того, что  многие женщины комплексуют из-за большого размера ноги, производители искусственно занижают размеры обуви, давая возможность обладательницам сорокового размера считать что у них 39-ый.

Подбор обуви по рентгену стопы

В 1927 году был запатентован флюороскоп для обувных магазинов. Покупателю делали рентгеновский снимок ноги, по которому подбирали максимально подходящую обувь. Однако после многочисленных жалоб на причиненный ущерб здоровью от ударной дозы радиации, все аппараты были выведены из эксплуатации и уничтожены.

Флюороскоп для обувных магазинов

Целомудрие по ресницам

В Древнем Риме было распространено мнение, отражённое в книге Плиния Старшего, что ресницы выпадают от чрезмерного секса. Поэтому девушкам было особенно важно демонстрировать густые ресницы, чтобы подчеркнуть свою чистоту.

Целомудрие по ресницам

О колготках

Женские колготки появились в СССР в 50-х годах. Их поставляли из Чехословакии с надписью «калготы пунчохове», и в народе название колготки для этого предмета одежды быстро вытеснило официальное «чулковые рейтузы». Причём при заимствовании произошла ошибка, ведь по-чешски «калготы» — это штаны в общем смысле, а «пунчохаче» — конкретно колготки.

О колготках

История бикини

1 июля 1946 года американцы проводили первое испытание атомной бомбы на острове Бикини в Тихом океане. А спустя четыре дня французский инженер Луи Реар представил публике своё изобретение — раздельный женский купальник, который назвал по имени острова. Реар пояснил выбор названия тем, что бикини должно вызвать взрывную культурную реакцию. Термин оказался удачным ещё и потому, что его первый слог «би» подразумевал два предмета купального набора. Позднее другие дизайнеры создали множество вариаций, образуя их названия по схожему принципу — так появились монокини, трикини, миникини и другие.

Купальник бикини


Adidas vs Puma

Два крупных бренда спортивной одежды родились в результате ссоры двух братьев Даслер Адольфа и Рудольфа. У них был общий семейный бизнес по производству домашних тапочек. В дальнейшем ассортиментная группа расширилась до  тренировочной обуви, чешек, пинеток и даже коньков. Но после смерти отца братья рассорились, поделили имущество пополам и каждый стал выпускать товар под своим именем. Так появились две обувные фабрики. Ади Даслер стал выпускать обувь марки «Адидас». Рудольф — обувь «Ruda», впоследствии переименованную в  «Puma».

Вражда братьев не ограничивалась пределами фабрик, а разделила на два лагеря весь город Герцогенаурах. Сотрудникам каждой из фабрик было предписано не общаться с конкурентами и не посещать "вражеских" заведений

Свое соперничество братья перенесли на футбольное поле собрав собственные футбольные команды.

Соперничество брендов Adidas и Puma

Ляп в рекламе Nike

В 1989 году Nike сняли рекламу кроссовок с участием кенийцев из народа самбуру. В ролике показаны традиционные танцы племени, а в конце молодой человек произносит фразу на своём языке и на экране появляется традиционный для бренда слоган: «Just Do It». Некий американский антрополог, увидев рекламу решил поделиться с журналистами, что африканец на самом деле говорит: «Я не хочу эти. Дайте мне большие башмаки». После конфуза  Nike признала, что съёмочная группа не смогла найти дословного перевода слогана на язык племени и записала импровизацию, пологая, что эти слова все равно никто не поймёт.

Реклама Nike 1989 года


Обувь, сбивающая со следа

Во времена сухого закона в США нелегальные торговцы спиртным, для запутывания полицейских носили специальную обувь. К подошве ботинок привязывались деревяшки, оставляющие на земле следы, похожие на следы коровьих копыт.

Обувь нелегального торговца спиртным (бутлегера) во времена сухого закона в США

Стрелки на брюках

До эпохи промышленного производства никаких стрелок не было. А с развитием фабричного пошива во второй половине 19 века появилась необходимость транспортировки больших партий товара, чаще всего морским транспортом. После распаковки штаны имели плохо поддающиеся разглаживанию стрелки-складки, и такой вариант постепенно вошел в моду.

Стрелки на брюках

Из истории бренда Timberland

В начале 1980-х компания Timberland переживала трудные времена. Она выпускала качественные туфли-лодочки, цена которых была ниже, чем у лидера отрасли, компании Topsiders. Казалось, хороший продукт и низкая цена должны были работать на них, однако дела шли плохо. Затем в Timberland приняли очень простое решение: они подняли свои цены, так что те стали намного превосходить цены, предлагаемые Topsiders. После чего продажи резко выросли. Что подтверждает достоверность высказывания Дэвида Огилви «Чем выше цена, тем более желанным становится товар в глазах покупателя».

Бренд Timberland


Почему образ пилота на заре развития авиации почти всегда с белым шелковым шарфом?

На заре развития авиации у пилотов не было множества приборов для отслеживания врагов, поэтому им постоянно приходилось крутить головой, высматривая самолёты противника. Чтобы шея не натиралась о воротник, в обмундирование лётчиков были введены шёлковые шарфы.

Летчик с белым шарфом

Откуда пошло выражение «шиворот-навыворот»?

Во времена Ивана Грозного на Руси одним из знаков достоинства вельможи являлся расшитый воротник, который назывался «шиворот». Если же какой-нибудь боярин подвергался царскому гневу и опале, его по обыкновению сажали на тощую клячу спиной вперёд, предварительно вывернув одежду наизнанку. С тех пор закрепилось выражение «шиворот-навыворот» в значении «наоборот, неправильно».

Шиворот навыворот


Спортивные площадки из старых кроссовок

В начале 1990-х годов компания Nike запустила программу Reuse-A-Shoe, действующую и по сей день. Она заключается в переработке старых кроссовок, в материал для спортивных площадок. Каждая из трёх частей обуви перерабатывается отдельно: измельчённые резиновые подошвы становятся беговыми дорожками, средняя часть из пеноматериала — покрытием теннисных кортов, а ткань — покрытием баскетбольных площадок. Старые красовки принимаются в специальных пунктах в США и Европе.

Программа Reuse-A-Shoe от Nike

Пункт приема старых кроссовок по программе Reuse-A-Shoe от Nike

Маленький размер обуви ПетраI

Рост Петра I был 213 см, а размер обуви всего 38.

Восковая фигура Петра I

Откуда произошло слово «халява»

Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога изнашивалась быстрей, чем верхняя (голенище халява). Предприимчивые сапожники пришивали к старому голенищу новую нижнюю часть. Такие сапоги — пришитые «на халяву» — были намного дешевле новых.

Халява - голенище сапога

Аренда места размещения рекламы на подошве

Перед боксёрским поединком 2000 года между Майком Тайсоном и Джулиусом Френсисом публика была заранее уверена в победе первого. Английская газета The Mirror даже заплатила за размещение рекламы на подошвах обуви Френсиса, чтобы она попала в кадры фото- и видеокамер во время нокдаунов.

Поединок 2000 года между Майком Тайсоном и Джулиусом Френсисом


О сланцах

В Советском Союзе известным производителем резиновых шлёпанцев был завод «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области. Многие покупатели полагали, что выдавленное на подошвах слово «Сланцы» - является названием данного вида обуви. Так шлепанцы стали называться сланцами.

Шлепки "Сланцы"

Маркировка "Сланцы" на подошве шлепок

Отлетная кокетка на тренчкоте

Поскольку плащ-тренчкот изначально был военной одеждой, то и его внешний вид функционален под военные нужды. Так, тканевая накладка на правом плече (говоря портновским языком  отлетная кокетка), предназначалась в качестве  защиты плеча от удара приклада винтовки во время стрельбы и от натирания ремнем винтовки при ее ношении на правом плече.

На многих современных тренчкотах эта деталь по-прежнему присутствует, как дань истории и элемент классического фасона плаща. При этом, на мужских плащах тканевая накладка пришивается всегда на правое плечо, а на женских, может быть нашита на левое.

Отлетная кокетка на тренчкоте